Домашний театр
 
 

Новости

Гостевая книга

Домашний театр

 

Наш домашний театр определил для себя триединство целей:

  * Культурное развитие детей (психогигиена)
  * Профилактика отклонений в психосоциальном развитии (в первую очередь через контакт и взаимодействие с детьми и взрослыми)
  * Психокоррекция  и психотерапия детей.

Целью этой воспитательной системы является передача жизненного и культурного опыта. При этом идет формирование способов взаимодействия с внутренним «Я» и терапия особой сказочной ситуацией.
Надо отметить, что мы не занимаемся сказкотерапией в том смысле, в котором это понимает психология и психотерапия. Данный опыт можно отнести к методам арттерапии – терапии искусством. Используется синтез различных видов и форм искусства – таких, как пение, танец, рисунок, актерское мастерство – для достижения положительных изменений в интеллектуальном, эмоциональном и личностном развитии детей. Арттерапия – это творческий поиск, способ социальной адаптации, процесс осознания себя и мира, путь к установлению отношений. Переживание момента творения дает силы для преодоления препятствий и решения внутренних и внешних конфликтов.

Какие возможности предоставляет домашний театр для детей?
Почему дети занимаются «показами» своего творчества?

 Это,  безусловно,  возможность занять свое место в   сообществе людей - взрослых и еще маленьких,  это важный момент социализации ребенка.  Ощущение своей встроенности,  включенности дает хорошее чувство основательности,  надежности бытия.
Это возможность безопасно "разминировать" свои эмоциональные поля,  отреагировать свои эмоции,  очистить психику от избытка как радостных,  так и тягостных переживаний.  Дети, таким образом, лечатся от своих неврозов.
Это реализация истинной креативности ребенка,  т.е. творчество от избытка энергии,  жизненных сил,  способ научения жизни в расширяющемся мире,  создание собственных моделей мира.

Принципы выбора пьесы.

 В выборе произведения для постановки мы исходим из двух подходов (принципов).
Первый основывается на ведущем типе деятельности детей – игре. Через игру  ребенок познает мир и строит собственные модели мира, проверяя их жизнеспособность через взаимодействие с окружающими.
Дети играют с удовольствием и практически во все. В силу условий и обстоятельств, складывающихся в их биологических семьях, дети не получают возможности удовлетворить эту насущную потребность, так как в доме зачастую отсутствуют какие-либо игры и игрушки, а сам родитель оказывается не готовым к игровому взаимодействию с ребенком. В Центре мы часто сталкиваемся с тем, что ребенок не умеет манипулировать игрушками, различными игровыми предметами, он не знает их назначения, он не умеет построить игровой процесс так, чтобы включить в него других детей. Отсюда агрессия, конфликты, слезы, разочарование и бессилие. Вот тот спектр чувств, которые переживает ребенок и которые могут заложить основу нежелания познавать новое, сотрудничать с другими, которые формируют в структуре поведения ребенка тенденцию к избеганию участвовать в какой-либо новой для него деятельности. Наша задача – дать ребенку возможность испытать положительный опыт переживаний.
В рамках этого подхода используются малые художественные формы, так называемые, детские сказки в стихотворной форме. Легче запоминается текст, который при этом хорошо ложится на музыку. Это игры, в которых проигрывается некая ситуация, переведенная в сказочный контекст. Дети с удовольствием играли в "Муху-Цокотуху", "Тараканище", "Слона Хортона". Чувства и переживания героев, чаще всего животных, просты и понятны детям. Помимо этого дети учатся правилам взаимодействия друг с другом, а взрослый, как участник игры, задает определенный тон всему процессу. Взрослый, участвующий в такой игре, придает осмысленность и значимость этой деятельности в глазах ребенка.
Второй подход рассматривает сказку как символическое представление процесса инициации.  Возрастная инициация – процесс психологически необходимый. В наши дни обрядов инициации в полном смысле этого слова уже почти не осталось и потенциально испытуемый сам пытается нарваться на неприятности. Мужчины, до известной степени, могут  пройти через инициацию в армии. Первый обстрел – как инициация. Что-то "перещелкивает", и боец приобретает другой статус, как в своих глазах, так и в глазах товарищей. Это пример непреднамеренной, но, в условиях реальных событий, абсолютно неизбежной и всеми ожидаемой инициации.
При этом подходе выбор материала для спектакля падает на те произведения, основной сюжет которых отражает некий ритуал «перехода» путем преодоления определенных барьеров (трудностей). «Скелет» всего процесс состоит из трех частей: постановка проблемы перед героем, преодоление череды препятствий и приобретение героем нового социального статуса.
Герой приводится к определенному опасному барьеру, который он должен, обязан преодолеть, собрав весь свой небольшой опыт, приложив все силы, преодолев свой страх перед опасностями. И когда он все это преодолевает, все вдруг складывается, герой переходит на следующую ступень миропонимания, осознания своего места в этой жизни, а также осознания своего места по отношению к другим персонажам. В финале герой становится другим.
Это процесс двухсторонний, в результате которого герой переходит в другой статус самосознания, а общество получает надежного полноправного члена. Процесс выработки взаимодействия происходит в условиях крайнего напряжения моральных и физических сил.

Общие принципы работы в процессе постановки спектакля.

   Принципы распределения ролей:
  Первый принцип – это принцип взаимодействия ребенка и взрослого. Роли распределяются так, чтобы ребенок имел возможность играть в паре со взрослым. Это, во-первых, дает ему чувство уверенности; он может опереться на взрослого в сложных ситуациях, когда он забыл текст, растерялся. Во-вторых, взрослый выступает для ребенка как образец, пример, что, прежде    всего, важно в репетиционном процессе.  
   Роли для детей выбираются в зависимости от потребностей конкретного ребенка. Какие «роли» ему важно отыграть, чтобы приобрести положительный  опыт взаимодействия, каковы эти способы взаимодействия.
Данная категория дети, обладая низкой самооценкой, низким уровнем достижений, в жизни очень часто демонстрируют отрицательные паттерны поведения и идентифицируют себя с отрицательными героями. Отсутствие мотивации к личностному росту, низкий уровень самосознания и    интеллектуального развития не позволяют этим детям в полной мере отыграть свои собственные проблемы. Велика опасность того, что они могут укрепиться в этих ролях. Поэтому педагоги совместно с психологами обсуждают, насколько полезна будет для каждого конкретного ребенка та или иная роль, каковы риски и вероятность позитивных приобретений.
Публичность выступления, аплодисменты, костюмы, музыка, декорации и подарки позволяют ребенку испытать чувство радости, успеха, достижения; возрастает уверенность в себе, своих силах и возможностях. То есть ребенок имеет возможность получить от окружающих социально значимое подкрепление своей созидательной деятельности.